А сколько судеб преподавателей потребовалось для того, чтобы поддерживать многие годы свет истинного учения о торговом деле в России? Они пришли учить студентов тем профессиям, которые были в советские годы волевым административным решением отнесены на периферию общественной жизни, в системе строительства, как тогда говорилось, развитого социалистического, а затем и коммунистического общества торговле отводилось весьма скромное место. Из торговли пытались тщательно выпотрошить саму суть. Потому что торговля как таковая фактически всегда находилась в противоречии с принципом коммунистического распределения товаров по возможности и прихоти руководящих товарищей и в соответствии, с увиденными опять же сверху, потребностями зажатого в тисках идеологических догм общества. В массовом сознании общества насаждалась мысль о вторичности торгового дела. Доминировал принцип: мол, главное выдать продукцию на-гора, а куда эта продукция денется, как она будет продаваться и, вообще, нужна ли она кому-нибудь это мало кого волновало. Мол, распределить сумеем, было бы что распределять. Фактически преподаватели вуза учили студентов диссидентскому делу торговле. Как показывала практика давних лет, очень опасному делу. Потому что если вы решались торговать с прибылью, с учетом реального спроса, в соответствии с мировыми канонами торговли, к вам в любой момент мог прийти страж тех, как тогда казалось, незыблемых советских порядков, чтобы задать несколько формальных, идеологически выверенных вопросов, ответы на которые стоили многим самой жизни. Ваши действия могли квалифицироваться по статьям уголовного права как спекуляция. Государство победившего социализма могло расправиться с любым человеком, умеющим торговать с прибылью. И, самое главное и опасное для того общественного строя, - торговать с проявлением самостоятельности, с учетом собственной выгоды и инициативы. Как учить тому, что негласно, но твердо запрещалось? Путь был найден: в учебно-консультационный пункт в основном принимали практических работников торговли, которые не только постигали азы, как тогда говорилось, чуждых буржуазных теорий, и не только буржуазных, заметим, а также - своих теорий, доморощенных, надуманных, социалистических, правильных, утвержденных в высших коммунистических инстанциях, принимали практических работников, которые на период вечерне-заочной учебы уже участвовали в реализации, в социалистическом распределении, товаров населению. Из торговли пытались, и, по моему субъективному мнению, не без успеха, изъять саму сердцевину получение прибыли от оборота товаров. Если и получалась какая-то прибыль, а куда ж без нее, родимой, то вся вырученная наличность изымалась для обслуживания бездонных государственных закромов социалистической Родины, как бы сейчас, наверное, сказали, направлялась в некий Стабилизационный фонд. Откуда несло ветром скрытых хищений и непродуманных перемен. Хотя я не исключаю наличие реликтовых явлений: людей, у которых сохранилось мнение, что советская система торговли - образцовая, талоны на мыло и носки в период вполне построенного развитого социализма высшее достижение цивилизации.
4 апреля 1961 года был издан приказ Министра торговли РСФСР об открытии в городе Омске учебно-консультационного пункта Заочного института советской торговли. Именно с этой даты начинается история Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета. Между двумя апрелями, 1961 года и 2006-го, - дорога длиною в 45 лет. От Омского УКП ЗИСТа до Омского института (филиала) РГТЭУ. Сколько судеб связано с этим учебным заведением? Сколько девушек и парней прошли по ступенькам студенческих будней, поднимаясь к вершинам избранных профессий? Сколько бессонных ночей проведено за учебниками накануне экзаменов? И навряд ли кто-нибудь из них тогда предполагал, какой строгий экзаменатор ждет их впереди - сама жизнь, ничем не приукрашенная, суровая, сложная, такая удивительно разнообразная.
Глава первая. В дорогу, за дипломами
то есть то, что стимулирует развитие.
Национальная идея может быть только одна
Очерк купеческих традиций и современной торговли
Омск студенческий, Омск купеческий
Омск студенческий, Омск купеческий (Владилен Лех) / публицистика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы
Комментариев нет:
Отправить комментарий